компаниивузы
вузы
Off-line версия портала Указка
Образовательный портал
 
РУБРИКАТОР
ДОШКОЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ
ШКОЛЫ
КОЛЛЕДЖИ,
ТЕХНИКУМЫ,
УЧИЛИЩА
ВУЗЫ
Новости
Статьи
Предложения
Проверить диплом
ЯЗЫКОВЫЕ ШКОЛЫ
ОБРАЗОВАНИЕ
И РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ
ТВОРЧЕСТВО И ДОСУГ
СПОРТ
КУРСЫ, ТРЕНИНГИ
РЕПЕТИТОРЫ
АВТОШКОЛЫ
ФОТОКОНКУРСЫ
ТЕСТИРОВАНИЕ
ОБСУЖДЕНИЯ
КАРТА САЙТА
БЛОГИ
СТАТЬИ
ССЫЛКИ
КОНТАКТЫ
 
Чтобы поступить в ВУЗ:
достаточно хороших знаний
достаточно заплатить
нужно и знать, и платить
нужно заниматься с репетитором из ВУЗа
достаточно быть красивой девушкой
достаточно не хотеть в армию

 
 

 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Пять стереотипов, связанных с выбором вуза

Пять стереотипов, связанных с выбором вуза
Автор: Юлия Сурнина
Добавлено администратором ВУЗа «САУМК»
Дата:   17 июля 2007

Пять стереотипов, связанных с выбором вуза


 


Лето пора отпусков и пляжного настроения, но для многих новосибирцев это пора, связанная с окончанием школы и поступлением в высшие учебные заведения. Учитывая тот факт, что негосударственные вузы появились сравнительно недавно, в сознании выпускников и их родителей существует достаточное количество предубеждений относительно юридической формы организации того или иного вуза, если обобщить их и структурировать, то получается пять стереотипов, о которых и пойдет речь дальше.


 


Прежде всего, необходимо уяснить для себя, чем же все-таки отличаются негосударственные вузы от государственных? Первое отличие кроется уже в форме названия: НЕгосударственные и ГОСударственные, не имеющие бюджетного финансирования и получающие таковое.


 


Что же касается формы организации учебного процесса, лицензирования образовательной деятельности, то в этом и заключается стереотип №1: негосударственный вуз ведет подготовку по другим каким-то правилам, нежели это делают в государственном. Данное утверждение в корне неверно, потому что государственный стандарт по каждой специальности один. Это означает, что требования, которые государство предъявляет к желающим вести обучение по той или иной специальности – едины, независимо от того, является ли учебное заведение, где вы учитесь частным или государственным. Вам должны обеспечить определенный набор условий для прохождения обучения, начиная от материально-технической базы и заканчивая определенным количеством часов по учебным дисциплинам. Это очень важный момент, ведь материальная база – один из важнейших показателей, которые могут оценить и выпускник, и его родители практически сразу. Приезжая в учебное заведение, сразу видно сколько аудиторий, какой мебелью они оборудованы, есть ли компьютерный класс, библиотека и т.д.


 


Проще всего это условие выполнить государственным вузам. C советских времен они, как правило, являются обладателями корпусов и аудиторий, где провели свою студенческую молодость многие из родителей нынешних абитуриентов. Некоторые из этих вузов в условиях рынка сталкиваются со сложностями в плане содержания и ремонта корпусов, да и оборудование зачастую требует обновления, но это уже следующий вопрос.


 


А что же в данном случае с негосударственными вузами?  Как ни странно – им проще, потому что они изначально образуются в рыночных условиях, а значит просчитывают свои издержки, берут в аренду или выкупают ровно столько площадей, сколько необходимо для обеспечения образовательного процесса. И цену за обучение рассчитывают исходя из реальных затрат, в отличие от государственных вузов они не обременены упомянутыми выше корпусами и зданиями – а значит имеют возможность не перекладывать на плечи студентов затраты по их содержанию. Более того, негосударственные вузы, как правило, моложе многих государственных, поэтому и оборудованы они более современной мебелью, компьютерами и т.д.


 


Но, конечно, и в том и в другом случае имеются исключения, а поэтому нужно обязательно посмотреть, что из себя представляет вуз  в материально-техническом плане.


 


Одной из характеристик, на основании которой министерство образования оценивает вузы, а затем составляет ежегодный рейтинг высших учебных заведений в России, является профессорско-преподавательский состав. И вот тут мы сталкиваемся со стереотипом №2 – профессорско-преподавательский состав в государственном вузе много сильнее, нежели в негосударственном.  Понять, в чем кроется заблуждение будет легче, если ответить на вопрос «А откуда вообще берутся преподаватели?». Часть из них работают на кафедрах в различных вузах, многим из нас известна формулировка «после окончания учебного заведения предложено поступить в аспирантуру и остаться преподавать на кафедре». Таким образом, многие из преподавателей полностью посвящают себя научно-преподавательской работе, особенно это касается общеобразовательных дисциплин, таких как высшая математика, история, иностранный язык и т.д. Совершенствуются в своем предмете, поднимаются по лестнице ученых званий от аспиранта к доктору наук. Часть же преподавателей приходит из практической сферы деятельности, то есть оттуда, куда, по сути, выпускникам вузов в дальнейшем хорошо бы попасть. Практики особенно сильны в специальных дисциплинах, которые преподаются на старших курсах. И многие вузы, конечно же, заинтересованы в том, чтобы о предметах специальных дисциплин студентам рассказывали специалисты своего дела, а не просто «преподаватель нашей кафедры», потому что у него учебная нагрузка маленькая, а жить человеку как-то надо, вот он берет учебник, штудирует его и затем пересказывает студентам, хотя сам ни разу в жизни, допустим, и не занимался тем, о чем рассказывает. Чувствуете разницу? И студенты ее, как правило, потом чувствуют и работодатели, кстати, тоже.  


 


На сегодняшний день, во многих государственных вузах  складывается именно такая ситуация. Штат большой, часть преподавателей невостребованных специальностей, изучая хрестоматии и Интернет, переквалифицируется в преподавателей востребованных. А практикующего специалиста вообще трудно заполучить в качестве преподавателя. Во-первых, потому что действительно востребованному специалисту элементарно не хватает времени на чтение лекций в плотном рабочем графике, а во-вторых, потому что не все из практикующих специалистов хотят да и умеют делиться своим кровно наработанным опытом.


 


Отсюда некоторые выводы: в государственных и негосударственных вузах фактически могут работать одни и те же преподаватели. Негосударственному вузу выгодно привлекать  хорошо подкованные кадры, ведь от уровня преподавания в таком вузе зависит его будущее и его благополучие. Государственные вузы зачастую грешат отсутствием преподавателей-практиков, решая проблему за счет своих старых (в прямом и переносном смысле) кадров. Поэтому, для того, чтобы для начала оценить уровень профессорско-преподавательского состава необходимо попросить ознакомиться с учебным планом и уточнить, имеются ли ученые степени и звания у заявленных в нем преподавателей, а также места работы преподавателей специализированных дисциплин.


 


Самый главный вопрос, который читается в глазах практически каждого родителя будущего выпускника – а как же быть с гарантиями того, что мой ребенок поступит в вуз и закончит его, получит диплом? Стоит отметить, что данный вопрос непраздный не только для родителей и самих выпускников, но и руководства любого вуза. Что может являться гарантией того, что вуз не соберет с абитуриентов деньги и не закроется через год-полтора? С государственными вузами здесь вроде бы все понятно, кто же этого допустит, чтобы учреждение, где учатся и работают тысячи человек взяли и закрыли? Даже если и были какие-либо нарушения закона, так сделают замечание, предписание выпишут, ну оштрафуют на худой конец, но не закроют, нет, этого не может быть. А вот с негосударственными – вообще непонятно, вдруг там что не так, приедут и закроют. Примерно такие мысли проносятся в головах родителей, рассуждающих о преимуществах того или иного вуза.


 


Так давайте же попробуем проанализировать страхи и соотнести их с фактической ситуацией, а затем и возможно развенчать стереотип №3 – у негосударственных вузов нет никаких гарантий того, что их не закроют без объяснения причин.


 


Прежде всего, вспомним о том, что сегодня практически все сферы нашей жизнедеятельности коммерцелизируются, это относится к здравоохранению, строительству и даже жилищно-коммунальному хозяйству, в том числе и образование. Многие из нас считают, что здесь роль государства должна оставаться незыблемой. Незыблемой в плане контроля и разработки единых правил игры на данном рынке, возможно да, но в плане организации образовательного процесса – скорее нет. И развитие высшей школы в последнее время тому пример. Количество студентов, обучающихся на платной основе сегодня в государственных вузах достигает 70% и цифра эта будет расти, что подтверждает, в том числе, и министр образования и науки Андрей Фурсенко, заявляя  о том, что бюджетные места в российских вузах в этом году сократятся. А для абитуриента это означает, что в скором будущем платить за образование придется в любом случае, где бы ты не учился. То есть образование становится такой же сферой бизнеса, где люди зарабатывают деньги.


 


Теперь разберемся с тезисом о том, что негосударственный вуз легко открыть, собрать деньги и закрыть. Это не так хотя бы в силу тех причин, что получить государственную лицензию на ведение образовательной деятельности – усилия не одного года.  Мало того, что надо иметь материально-техническую базу, соответствующую государственным нормам и документы, регламентирующие будущую деятельность, но надо еще и продемонстрировать все это комиссии из министерства образования и науки. Учитывая то, что это сфера бизнеса, то представьте, каких вложений требует вся вышеописанная процедура, вложения, которые «отбиваются» не за один год хорошей работы. Хотя бы уже в силу этих причин бросать только что открывшийся вуз – нецелесообразно. Если люди выходят на тот или иной рынок, их цель – длительно функционирующий бизнес, приносящий стабильный доход. А если это еще и люди известные, имеющие определенную репутацию (положительную репутацию, подтверждающуюся публичной деятельностью), то тем более, с испорченной репутацией много денег не заработаешь. Кроме того, особо пристальный взгляд министерства образования и науки направлен именно на негосударственные вузы, что связано как раз с тем, чтобы не допустить того варианта, когда вуз набирает студентов, но не может довести их до диплома, ведь в конечном итоге министерство отвечает за то, что выдало лицензию такому вузу.  


 


Поэтому, при выборе вуза – смотрите лицензию, позволяющую вести образовательную деятельность по тем или иным специальностям (проверьте, чтобы данные совпадали), обращайте внимание на то какие вложения были сделаны в материально-техническую базу вуза в последнее время, а также интересуйтесь фамилиями и деятельностью учредителей и попечителей (если такие имеются).


 


4-й стереотип: только государственные вузы выдают дипломы государственного образца. Это совершенно не так. Данный вопрос относит нас к понятию аккредитации. Не секрет, что у вуза есть два наиважнейших документа – лицензия на ведение образовательной деятельности и аккредитация, которая позволяет вузу продолжать вести обучение. Суть аккредитации в том, что каждый вуз каждые пять лет подтверждает свое соответствие государственным требованиям на право ведения образовательной деятельности: приезжает комиссия из министерства образования, проверяет и выдает заключение может ли вуз дальше работать или нет. Так вот, диплом государственного образца выдается после того, как вуз получает аккредитацию. Шансы не получить аккредитацию равны как в государственном вузе, так и в негосударственном. Если пять лет ничего не делать, разогнать весь штат преподавателей, не проводить занятий со студентами, сдать в аренду все аудитории, то тогда конечно аккредитоваться будет в принципе невозможно. Кстати, из последних веяний, ведутся разговоры о том, чтобы некоторые вузы выдавали дипломы собственного образца, то есть сами вузы предлагают такие инициативы. Пока в их числе Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет, то есть вузы – бренды. Но сама тенденция говорит нам о том, что заработав имя на образовательном рынке – можно стать законодателем определенных правил игры. А брендованные вещи, как известно, стоят дороже… 


 


Следовательно, мы можем говорить о том, что само по себе неважно какой у выпускника диплом, важно как удачно он может с помощью этого диплома в дальнейшем трудоустроиться и заработать себе на достойную жизнь. А вот здесь вам не даст никаких гарантий ни один вуз. И связано это не с тем, что вузы не в силах создать условия для этого, а прежде всего с самими студентами. Не секрет, что многие поступают в вузы и учатся только для того, чтобы получить диплом и на этом их карьера заканчивается. Они в принципе не нацелены на то, чтобы найти себе достойное место работы. И в данной ситуации, будь вуз хоть МГУ помочь в этом не сможет. И здесь мы приходим к понятию качественного образования.


 


Обратимся к пятому стереотипу: только государственные вузы дают качественное образование.  На самом деле качественное образование можно получить в любом вузе. Так как зависит это, прежде всего, от желания учиться самого студента. Ведь качественное образование – это такое образование, которое позволяет человеку приобрести нужные по его специальности знания и навыки, с помощью которых он в профессиональной деятельности сможет выполнять определенные функции, решать возникающие проблемы, в целом справляться со своими служебными обязанностями. Это возможно при условиях: качественная теоретическая база и приобретение практических навыков. Таким образом, получается, если студенту создать условия для того, чтобы он получил эти знания и практические навыки, то он получит качественное образование. Но нужно ли оно само по себе? Без возможности использовать его в дальнейшем, то есть без возможности трудоустроиться? Скорее всего, ответ будет отрицательным.


 


Теперь рассмотрим взаимосвязь между качественным образованием и трудоустройством. Как я уже упоминала, для получения качественного образования необходимо получить практические навыки будущей работы, чтобы понять какие именно знания нужны и как использовать уже имеющиеся. А где их брать? В первую очередь – практика. Чем чаще студенты имеют возможность проходить практику и чем более приближено место прохождения практики к потенциальному месту работы, тем лучше. Во вторую очередь – привлечение к преподаванию практикующих специалистов, которые могут не только продемонстрировать как нужно применять получаемые знания, но и делиться информацией о том как развивается тот или иной рынок, а значит возможностью понять как и где можно найти применение своим знаниям.


 


Поэтому, выбирая вуз, следует обратить внимание на то, смогут ли там предоставить студенту такие возможности, как прохождение практики в специализированных (по специальности) организациях, а также привлечь к преподаванию практиков. Насколько, особенно это касается гуманитарных направлений, у студентов есть возможность участвовать  в различных мероприятиях, проектах, обретать определенные связи, которые могут пригодиться в дальнейшем.


 


Таким образом, на сегодняшний день вопрос какой же вуз предпочесть уже не зависит от того государственный он или негосударственный. Важнее всего что стоит за той или другой вывеской. В любом варианте могут быть свои плюсы и свои минусы, а значит, главное их понять и выбрать то, что будет для каждого оптимальным решением.


 


Юлия Сурнина


руководитель PR-отдела Сибирской Академии управления и массовых коммуникаций



Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш e-mail: (можно не заполнять)
 
Сколько будет
24 - 10?

 
Отзыв: