компаниивузы
вузы
Off-line версия портала Указка
Образовательный портал
 
РУБРИКАТОР
ДОШКОЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ
ШКОЛЫ
КОЛЛЕДЖИ,
ТЕХНИКУМЫ,
УЧИЛИЩА
ВУЗЫ
Новости
Статьи
Предложения
Проверить диплом
ЯЗЫКОВЫЕ ШКОЛЫ
ОБРАЗОВАНИЕ
И РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ
ТВОРЧЕСТВО И ДОСУГ
СПОРТ
КУРСЫ, ТРЕНИНГИ
РЕПЕТИТОРЫ
АВТОШКОЛЫ
ФОТОКОНКУРСЫ
ТЕСТИРОВАНИЕ
ОБСУЖДЕНИЯ
КАРТА САЙТА
БЛОГИ
СТАТЬИ
ССЫЛКИ
КОНТАКТЫ
 
Учитель какого предмета больше всех запомнился в школе?
Самый первый учитель
Музыки
Физкультуры
Труда
Английского языка
Русского языка
Литературы
Истории
Математики
Химии
Физики
Биологии
Информатики

 
 

 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Ритуальное образование

Мы являемся свидетелями (а многие – участниками) превращения школьного образования в систему ритуальных действий, т.е. в такую систему действий, смысл которых никак не связан с их содержанием. Совершая камлание вокруг математических и прочих символов, школа пребывает в иллюзии относительно полезности и значимости своей деятельности, а заодно порождает в детях иллюзию образованности.
Автор: Алексей Битнер
Добавлено администратором портала
Дата:   11 июня 2007

 

Ритуальное образование
 
В интервью «Русскому журналу» филолог Евгения Абелюк обрисовала своё видение состояния дел с Единым государственным экзаменом по русскому языку. В частности, она сказала следующее: «Сложность школьной программы по литературе такова, что публицистические тексты или небольшие фрагменты художественных произведений дети щелкали бы как орешки». Но – не щелкают. Мы имеем гигантский разрыв между декларируемым и реальным образованием, между изощрённостью школьной программы и убогостью выпускников. Результат – выпускники «не могут воспринять текст как выражение чьей-то позиции».
На мой взгляд, Евгения Абелюк попала в точку. Для значительного количества людей чтение представляет собой лишь одноактное реагирование на читаемый текст, лишь переживание. Диалога с автором и «пометок на полях» не возникает вовсе. Такое восприятие текста может быть названо рекламным восприятием. Образование, прежде всего, школьное образование, имеет смысл только в том случае, если школьники приобретают привычку к внутреннему диалогу при чтении, к формулированию собственных позиций, если для них чтение становится поводом к размышлению. По сути, именно степень развития потребности и способности вести внутренний диалог и адекватно (устно и письменно) излагать его содержание - и есть мера образованности. Какие школьные задания призваны проверить развитие этой способности? Очевидно, написание рефератов и сочинений. Столь же очевидно, что ни реферата, ни сочинения большинство выпускников школ написать не могут (насчёт способности значительной части школьных учителей порождать собственный текст тоже не стоит обольщаться).
Мы являемся свидетелями (а многие – участниками) превращения школьного образования в систему ритуальных действий, т.е. в такую систему действий, смысл которых никак не связан с их содержанием. Совершая камлание вокруг математических и прочих символов, школа пребывает в иллюзии относительно полезности и значимости своей деятельности, а заодно порождает в детях иллюзию образованности. Сколько времени тратится на изучение филологических тонкостей в ущерб осознанному чтению! Кому нужно умение определять вид связи слов или тип словообразования, если человек, по сути, не умеет читать? Думаете, я задаю риторический вопрос? Ничуть! Школа выпускает молодёжь, отлично подготовленную для восприятия рекламы, как коммерческой, так и политической. Например, чтобы быть участником движения «Наши», необходим как раз такой набор качеств: нужно считать себя образованным и прогрессивным и при этом слепо верить учителю. Уметь читать при этом строго воспрещается.




Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш e-mail: (можно не заполнять)
 
Сколько будет
11 + 5?

 
Отзыв: