компаниивузы
вузы
Off-line версия портала Указка
Образовательный портал
 
РУБРИКАТОР
ДОШКОЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ
ШКОЛЫ
КОЛЛЕДЖИ,
ТЕХНИКУМЫ,
УЧИЛИЩА
ВУЗЫ
Новости
Статьи
Предложения
Проверить диплом
ЯЗЫКОВЫЕ ШКОЛЫ
ОБРАЗОВАНИЕ
И РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ
ТВОРЧЕСТВО И ДОСУГ
СПОРТ
КУРСЫ, ТРЕНИНГИ
РЕПЕТИТОРЫ
АВТОШКОЛЫ
ФОТОКОНКУРСЫ
ТЕСТИРОВАНИЕ
ОБСУЖДЕНИЯ
КАРТА САЙТА
БЛОГИ
СТАТЬИ
ССЫЛКИ
КОНТАКТЫ
 
Учитель какого предмета больше всех запомнился в школе?
Самый первый учитель
Музыки
Физкультуры
Труда
Английского языка
Русского языка
Литературы
Истории
Математики
Химии
Физики
Биологии
Информатики

 
 

 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Тоска по стержню: что такое демократия в детском лагере.

Оказывается, нервной системой общества Чернов считает идеологию, а не институты гражданского общества, как должно человеку с демократическими, простите за выражение, «ценностно-нравственными маяками»! Неуютно г-ну Чернову в деидеологизированном пространстве, тоскливо без стержня! Но, поскольку, как в известном анекдоте, «неувязочка пофиг», можно под видом деидеологизации пронести махровую идеологию.
Автор: Алексей Битнер
Добавлено администратором портала
Дата:   06 мая 2007

  Тоска по стержню: что такое демократия в детском лагере


Просматривая образовательные сайты с целью найти что-то интересное для публикации на «Указке», я обнаружил прелюбопытную статью в электронной газете «Интерактивное образование». Статья принадлежит перу новосибирца, кандидата исторических наук Дениса Чернова и называется «Демократические ценности в воспитательной системе детского оздоровительного лагеря». Читая статью, я не верил своим глазам: молодой (судя по фото) человек создал текст, и по стилю, и по сути – типично советский; таким, с позволения сказать, языком вещали секретари комитетов партии и обслуживающие их идеологи в незабвенные 70-е. Где, спрашивал я себя, этот человек так научился говорить? Как и когда он освоил способность так изъясняться, чтобы ничего не сказать, наговорив как можно больше?
Вот образчик рассуждений г-на Чернова: «На уровне государственных норм и в свете развития научной мысли все крепче утверждается убеждение в том, что важнейшим условием эффективного личностного развития и социализации детей является качественно организованное в образовательном учреждении, в том числе в учреждении дополнительного образования (сферы отдыха), воспитательное пространство. Кроме того, как и в любом пространстве, в воспитании должны быть расположены ценностно-нравственные маяки, указывающие образовательным учреждениям верную педагогическую дорогу». Это ж надо: «На уровне государственных норм и в свете развития научной мысли…»! Так и слышится: «В свете решений XXV съезда КПСС советские учёные…». А какова новизна мысли: оказывается, в образовательном учреждении необходимо «качественно организованное … воспитательное пространство»; конечно, автор статьи не ведает, что воспитание происходит ежесекундно и совсем не отделено от повседневных видов деятельности, которыми занят «воспитуемый»; в сознании автора воспитание – это такая отдельная работа с началом и окончанием, с перерывом на обед и прочими атрибутами служебной деятельности. Вчитайтесь: «как и в любом пространстве, в воспитании должны быть расположены ценностно-нравственные маяки…»! Да у автора полная пространственная дезориентация! Ему везде видятся «ценностно-нравственные маяки», без которых несчастные педагоги, не приведи господь, направят детей куда попало.
Всё это очень знакомо, особенно забота о «ценностно-нравственных маяках». Мы это уже проходили, казалось, что прошли, ан нет – снова маяков понаставили! А как тоскует г-н Чернов по ясности и простоте генеральной линии партии: «Изменения, произошедшие в 1990-е годы, окончательно исключив идеологический компонент в формировании взглядов подрастающего поколения, лишили педагогическую систему пореформенной России внутреннего ценностного стержня. Между тем, современное общество требует от молодого человека еще более значительной самостоятельности, уверенности, умения вести за собой, гражданской активности, патриотической лояльности. Социолог Ю.Г. Волков называет идеологию нервной системой общества, убеждая в необходимости формирования в России идеологии консолидации. Однако социализация личности и сегодня проходит в условиях деидеологизации». Оказывается, нервной системой общества Чернов считает идеологию, а не институты гражданского общества, как должно человеку с демократическими, простите за выражение, «ценностно-нравственными маяками»! Неуютно г-ну Чернову в деидеологизированном пространстве, тоскливо без стержня! Но, поскольку, как в известном анекдоте, «неувязочка пофиг», можно под видом деидеологизации пронести махровую идеологию. У Дениса Чернова эта идеология – припудренная пропаганда государственного патриотизма и подчинения вышестоящему начальству. Знаете, как трактует Денис Чернов понятие свобода? Вот как: «свобода, как соотношение между гражданскими возможностями и ответственностью». Прям-таки запахло «осознанной необходимостью». Ау! Воспитатели! Свобода – это возможность поступать по своему желанию и размышлять так, как хочется размышлять. Остальное – ограничения свободы (извне или изнутри – второй вопрос). Вот количество и качество этих ограничений и являются предметом постоянной борьбы между личностью и группой, между гражданским обществом и властью. И не нужно нагонять туман!
Уже не в тумане, а в кромешном дыму блуждает автор, рассуждая о патриотизме: «патриотизм, как искреннее уважение и хорошее знание традиций, норм, ценностей, исторического опыта России». Очнитесь, товарищ Чернов! Неужто я всякие «нормы исторического опыта России» должен «искренне уважать»? Да неужто и сами Вы всё уважаете? Не кривите душой! Одни нормы Вы приемлете, другие нормы и ценности – не приемлете и не уважаете, но почему-то не говорите прямо и открыто, какие это нормы. В истории России наличествуют взаимно исключающие друг друга традиции, и формирование отношения к отечеству начинается с присоединения к одной из этих традиций, а не с уважения всего и вся. Всеядность и гражданская позиция – вещи несовместимые. Сахаров был патриот, Брежнев тоже был патриот, только патриотизм они понимали по-разному. Прежде, чем воспитывать детей, неплохо бы определиться, какой патриотизм вы намерены прививать. Впрочем, автор статьи, я думаю, определился, но, то ли не хочет об этом прямо сказать (стыдно?), то ли не умеет выразить свои убеждения.
Представляю, какие «демократические ценности» привьёт Денис Чернов детям, будучи научным (не шутите!) руководителем ДОЛ им. О.Кошевого. Впрочем, автор желает умыть руки: «Принимаемыми и исполняемыми будут те правила, которые рождаются внутри детского сообщества совместно с вожатыми, сразу делая их намного значимее для самих ребят. Ведь это их собственный выбор». Вот оно что: г-н Чернов желает, чтобы нужные ему «ценностно-нравственные маяки» дети расставили себе сами! Да здравствует самообслуживание трудящихся! Да здравствует идеология деидеологизации и идеологизация деидеологии! Вперёд, товарищи! На стержень!


Прочесть статью Дениса Чернова можно, пройдя по этой ссылке:

http://io.nios.ru/releases.php?num=10&div=02&art=03
 


Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш e-mail: (можно не заполнять)
 
Сколько будет
23 - 10?

 
Отзыв: