компаниивузы
вузы
Off-line версия портала Указка
Образовательный портал
 
РУБРИКАТОР
ДОШКОЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ
ШКОЛЫ
КОЛЛЕДЖИ,
ТЕХНИКУМЫ,
УЧИЛИЩА
ВУЗЫ
Новости
Статьи
Предложения
Проверить диплом
ЯЗЫКОВЫЕ ШКОЛЫ
ОБРАЗОВАНИЕ
И РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ
ТВОРЧЕСТВО И ДОСУГ
СПОРТ
КУРСЫ, ТРЕНИНГИ
РЕПЕТИТОРЫ
АВТОШКОЛЫ
ФОТОКОНКУРСЫ
ТЕСТИРОВАНИЕ
ОБСУЖДЕНИЯ
КАРТА САЙТА
БЛОГИ
СТАТЬИ
ССЫЛКИ
КОНТАКТЫ
 
Чтобы поступить в ВУЗ:
достаточно хороших знаний
достаточно заплатить
нужно и знать, и платить
нужно заниматься с репетитором из ВУЗа
достаточно быть красивой девушкой
достаточно не хотеть в армию

 
 

 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Приглашаем к разговору

Автор: Софья Шулепова
Добавлено администратором портала
Дата:   05 марта 2007
 
Приглашаем к разговору
                                               
Все активные горожане города Новосибирска хотят жить среди культурных, образованных и интеллигентных людей. А это, прежде всего, зависит от того, каким будет как российское, так и новосибирское образование. К нашему разговору мы пригласили экспертов в образовании города Новосибирска, чтобы выяснить, как и чем живет российское и новосибирское образование сегодня.
Как вы считаете, можно ли говорить о наличии кризиса в образовании?
- Филимонов Георгий Феликсович (заслуженный учитель РФ, директор лицея №9 г. Новосибирска, вице-президент Новосибирской областной Ассоциации лицеев и гимназий): Это однобокое суждение, может быть, где-то оно и кризисное. Естественно, в системе образования проблемы есть и их необходимо решать на уровне образовательных учреждений.
-Черник Борис Петрович (директор ярмарки «УЧСИБ»): Никакого застоя нет: образование развивается. Не все традиционные формы образования так уж непродуктивны. После того, как появилась возможность самостоятельного творчества и особенно в 90-е годы, было много нового внесено в образование. Кризис образования – это другое. Проявляется он в том, что растет разница между тем, что требуется сегодня и результатами образования, которые неадекватны требованиям времени.
-Чепель Татьяна Леонидовна (профессор НГПУ, кандидат педагогических наук, руководитель областного центра диагностики и консультирования «ОЦДК»): Да, есть определенные сложности в современной системе образования, в ее некотором отставании от потребностей времени, в ее некотором несоответствии ожиданий учащихся, их родителей, рынка труда, работодателей, но в то же время идет очень много поисков.
- Асиньяров Геннадий Захарович (научный руководитель инновационной авторской школы «НооГен»):На мой взгляд, существует мировой кризис, который, по-видимому, связан с тем, что производственные системы в мире вышли на другой уровень развития и им уже не соответствует сама форма образования не только в школах, но и в вузах. Необходимо, чтобы образование выходило на передовые рубежи, на инновационные технологии и соответствовало мировым тенденциям.
- Чистяков Вадим Михайлович (методолог, советник мэра города Новосибирска В.Ф.Городецкого): Такая ситуация складывалась долгое время. Наверное, требуются более мощные связи между ситуацией, которая складывается в мире, с системой образования, с системой, по которой обучается молодое поколение.
Как Вы считаете, кто должен определять содержание образовательной политики: представители образовательного сообщества или представители гражданского общества, формируя определенный социальный заказ на образовательные услуги?
- Г.Ф. Филимонов: На стадии принятия каких-то важных управленческих решений, связанных с содержанием и организационными формами образования отсутствует широкое обсуждение с педагогической и родительской общественностью – все институты общества должны принимать самое активное участие в этом.
- Б.П. Черник: Мне кажется, что ничего нельзя сделать, чтобы все заказчики были удовлетворены, так как у каждого своя позиция, у каждого свое понимание эффективности системы образования. Не знаю, как нам найти компромисс, между социальными группами, найти хотя бы некоторый разумный баланс между ними. И это было бы уже хорошо, хотя бы, потому что у каждой такой группы свои позиции.
- Т.Л. Чепель: Есть педагогическое сообщество – это люди, которые знают, что объективно нужно ребенку в каждом возрасте, каковы его объективные потребности, возможности, ресурсы. И обидно, когда представители власти считают, что они без педагогического сообщества могут определить систему образования. Я думаю, что должны быть формы переговорных площадок, взвешенный ответственный диалог. Содержание образования – это важнейшая ответственность всех без исключения: и власти, и гражданского общества, и бизнеса, и педагогической общественности, и самих учащихся, и их родителей.
- Г.З. Асиньяров: Мне кажется, что гражданское самосознание дает массу эффектов, потому что это – и есть позиция. Без позиции, без уверенности, что нужно делать определенным образом, сложно что-либо изменить. На мой взгляд, запрос на образование дает гражданское общество. И дело даже не в компромиссе между социальными группами, а в том, где и в каком месте должен произойти первый сдвиг, который автоматически приведет к изменению всей системы.
- В.М. Чистяков: Я считаю, что в формировании образовательной политики должно быть достигнуто разумное взаимодействие между представителями образовательного сообщества и представителями гражданского общества. И в такой структуре нельзя четко обозначать место того и другого, но приоритет должен быть на гражданское общество.
Является ли ЕГЭ единственным и одинаково адекватным подходом-решением применительно к сельским школам и таким профильным школам как, скажем, Физико-математическая школа Академгородка?
- Г.Ф. Филимонов: ЕГЭ ориентирован на определенный стандарт ученика. Понятно, что выпускники СУНЦа будут в более привилегированном положении, чем выпускники из сельских школ. В профильных школах, в связи со спецификой структуры, заведомо дается больше знаний по конкретным предметам. Но, поскольку ЕГЭ находится еще в стадии эксперимента, есть время для того, чтобы подумать, как его совершенствовать.
- Б.П. Черник: Везде есть звездочки. И некоторые ребята поступают в физ-мат школу из сельских школ. В целом, для одних сложнее написать ЕГЭ, для других проще, но это говорит о качестве работы. Конечно, преподавание в сельских школах слабее.
- Т.Л. Чепель: Национальная система оценки качества и в частности ЕГЭ как раз и говорят о том, что, несмотря на разные обстоятельства жизни, государство гарантирует выпускникам определенный уровень, как в сельской школе, так и в бывшей физ-мат школе.
- Г.З. Асиньяров: Конечно, ЕГЭ говорит о том, что ребенок из сельской школы должен иметь возможность в рамках одного стандарта поступать в вуз. Экзамен должен быть стандартным и одинаковым для всех. Чем меньше способов его обойти, тем лучше. Это способ заставить работать все школы на определенные программы и стандарты.
- В.М. Чистяков: Для меня ЕГЭ – это не аттестация. Даже если там будут какие-то сложные тесты, то все равно они не дают объективной оценки. Человек может случайно ответить, а может оказаться, что он не ответит на тест, а на самом деле – это талантливый человек.
Много говорят о том, что сегодняшние школьники не такие эрудированные, грамотные и образованные, чем вчерашние. Как Вы считаете, так ли это на самом деле? И с чем это может быть связано?
- Г.Ф. Филимонов: Разброс, действительно, идет очень большой, но говорить о том, что сейчас дети знают меньше, чем знали 10-20 лет назад, это будет неправильным. Я бы не сказал, что выпускник XXI века обладает меньшим багажом знаний. Но по определению сегодняшний выпускник должен знать больше.
- Б.П. Черник: Не считаю, что так. Конечно, немножко меньше в целом стали читать, но зато черпают информацию из других мест, хотя книгу все же ничем не заменить. Так что сочетать и то и другое было бы просто великолепным.
- Т.Л. Чепель: Напротив, многие сегодняшние ученики и выпускники опережают своих ровесников двадцати-тридцатилетней давности по уровню осведомленности, по мотивации, по глубине знаний в некоторых отдельных областях. Я преподаю в Новосибирском педагогическом университете и все же удивляюсь тому, что ежегодно к нам приходят абитуриенты все более и более слабые. Почему это так, для меня пока загадка.
- Г.З. Асиньяров: Я понаслышке, знаю, что такое действительно происходит. Возможно, что те вузовские требования, которые выдвигаются по отношению к абитуриентам, устарели. Дети значительно меньше стали читать, это факт, дети гораздо меньше вообще и пишут. Соответственно можно говорить о качестве грамотности. Время меняется, и можно сожалеть относительно того, что эрудированность детей значительно ниже, несмотря на то, что объемы информации ежегодно увеличиваются и значительно.
- В.М. Чистяков: Ничего подобного, наоборот. Если говорить об эрудиции, об объеме знаний, то у нынешних школьников их гораздо больше, потому что они получают знания помимо школы, из других источников: они сидят в Интернете, они смотрят телевизор, общаются друг с другом. Они более наукоемкие даже, чем старые школьники.
Как Вы считаете, какую роль играет образование в жизни людей? Может ли образование управлять жизнью людей и жизнью нации?
- Г.Ф. Филимонов: Теоретически образование должно управлять жизнью людей и жизнью нации. Нужно понимать, что если страна не будет образованной, то мы не сможем претендовать на высокие позиции нигде: ни в экономике, ни в науке. Должно измениться отношение к системе образования.
- Б.П. Черник: Образование – это феномен. Образование – это некий уровень обученности, воспитанности и т.д. Важно и то, в какой детский сад, в какую школу попадает ребенок, окружение, но и сам ребенок, его потенциал и желания.
- Т.Л. Чепель: Образование – это одно из ценностных оснований, это производство будущего. Абсолютно убеждена, что образование определяет судьбу человека. Образование формирует мышление, позицию, мировоззрение, систему понятий.
- Г.З. Асиньяров: Образование определяет национальные и межнациональные возможности. Образование играет первейшую роль. В целом нация выигрывает за счет образования и образованных людей. И мне кажется, должна быть принципиальная переориентация на образование. С самого начала нужно ориентироваться на то, чтобы образование было впереди всего.
- В.М. Чистяков: Образование играет определяющую и направляющую роль. И наша страна как раз всегда отличалась тем, что у нас много образованных людей.
Специалистам образования было задано великое множество и других не менее важных вопросов, осветить которые не представляется возможным хотя бы в силу того, что сама тема «образования» является неохватной и открытой. И мы не собираемся ее закрывать, участвуйте в этой дискуссии, заявляйте свои позиции, задавайте свои вопросы.
 
 
Пресс-служба авторской Школы «НООГЕН»,
Софья Шулепова
 


Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш e-mail: (можно не заполнять)
 
Сколько будет
22 - 11?

 
Отзыв: