компанииШколы
Школы
Off-line версия портала Указка
Образовательный портал
 
РУБРИКАТОР
ДОШКОЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ
ШКОЛЫ
Игры и конкурсы
Юмор
Сценки
Сценарии праздников
Для родителей
Новости
Статьи
Поздравления
Проверить сочинение
КОЛЛЕДЖИ,
ТЕХНИКУМЫ,
УЧИЛИЩА
ВУЗЫ
ЯЗЫКОВЫЕ ШКОЛЫ
ОБРАЗОВАНИЕ
И РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ
ТВОРЧЕСТВО И ДОСУГ
СПОРТ
КУРСЫ, ТРЕНИНГИ
РЕПЕТИТОРЫ
АВТОШКОЛЫ
ФОТОКОНКУРСЫ
ТЕСТИРОВАНИЕ
ОБСУЖДЕНИЯ
КАРТА САЙТА
БЛОГИ
СТАТЬИ
ССЫЛКИ
КОНТАКТЫ
 
Зачем нужен диплом?
не нужен, ненавижу учиться
не нужен, просто нравиться учиться
для устройства на работу
для спокойствия родителей
для личного самоудовлетворения
для того чтобы быть умным
другое

 
 

 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Информационное образование как особый фактор повышения качества управления и условие роста педагогического профессионализма

Информационное образование как особый фактор  повышения качества управления и условие роста педагогического профессионализма
Автор: В.А.Николаев, НОУ школа -лаборатория «Наша Школа», г. Новосибирск
Добавлено администратором школы «Наша Школа»
Дата:   22 февраля 2008

Информационное образование как особый фактор


повышения качества управления и условие роста


педагогического профессионализма


 


1. О базовых единицах содержания управления.


Ориентируясь на мировую практику управления последних 25-30 лет, мы фиксируем факт оформления новых ценностных оснований и новой философии управления: управление как особая социальная культура взаимодействия.


Базовыми единицами, определяющими границы анализа содержания управления можно выделить следующие: а) принципы практики управления, б) тип управленца и в) парадигма кадрового менеджмента. Кратко рассмотрим каждую из них в проекции педагогических практик и образования.


A) Ключевыми принципами практики управления сегодня выделяются: децентрализация, деконцентрация, перераспределение полномочий, прозрачность целей, средств и результатов деятельности субъектов того или иного пространства образовательной среды. Естественно, эти принципы предполагают иные формы и методы управления, базирующиеся на партнерстве и интеграции ресурсов, прежде всего - человеческого. Следовательно, этот ориентир в управлении можно обозначить как сдвиг к информационным моделям управления, которые принципиально меняют содержание организационной культуры: место человеческого ресурса в системе отношений, тип планирования и форматы планов, роль власти на разных уровнях, способы принятия решений и тип управленца.


Б) Меняющиеся принципы управления меняют управленческую деятельность, сам тип управленца и каждого субъекта деятельности. Сегодня управленческая деятельность - это деятельность команды. Однако необходимо отметить, что эти изменения затрагивают личностные качества челове­ка, его ключевые способности: мышление, понимание, коммуникацию, рефлексию. Способность делегировать функции уп­равления в команде и способность ответственно принять эти функции определяют собственно весь контекст современного взаимодействия в процессе той или иной деятельности.


Культура управления характеризуется ориентацией на предмет управления. Содержание управления в современном мире уверенно смещается с материально и структурно-ориентированного - на процессуально-ориентированное управление. Администрирование и организация реально уступают управлению. Это требование времени и жизни. Процесс становится предметом управления, а смысл управления переводится в предмет «особой деятельности над деятельностью». Участники управления процессами должны «видеть» не только материал, не только структуру, но, прежде всего совокупность деятельностей их содержание: самоопределение, целеполагание, способы и средства, прогнозируемые результаты и пр. Основным предметом работы, управленца в таком случае является его собственное мышление. Следовательно, чтобы осуществлять управление, надо развивать средства прогнозирования, проектирования, средства исследования возможных траекто­рий. И тогда оказывается, что вся специфика управленческой деятельности заложена в «чистой» информации (полнота, своевременность, устойчивость информации) и наших знаниях. Объект управления будет таким, каким мы его знаем, каким мы его задаём в наших представлениях и проекциях.


B) В качестве ещё одной из единиц содержания управления рассмотрим парадигму кадрового менеджмента. Стратегия современного управления лежит в переходе с управления человеком на управление человеческим ресурсом (не трудовым!). Стратегия управления человеческим ресурсом не может разворачиваться вне информационных моделей управления ибо именно совокупность человеческого ресурса представляет собой мощное информационно-энергетическое поле.


2. О целях информационного образования и ИКТ.


Основной целью информационного образования является формирование информационно-функциональной компетентности, которая предполагает овладение системой методов и средств порождения, преобразования, хранения и переда­чи информации с помощью современных информационных технологий.


И здесь речь идет об информационных и коммуникаци­онных технологиях. В определенной мере можно говорить, что в начале XXI века, заканчивается этап а) знакомства с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), б) освоения их в условиях реальных образовательных процессов, в) создания в отдельных учебных заведениях современной ин­формационной инфраструктуры, г) выпуска принципиально новых мультимедийных учебных продуктов, а также д) раз­работка и выпуск новых управленческих систем на основе их автоматизации и информатизации. Вопросов много. Одно уже бесспорно ясно: традиционное понимание образовательного (производственного) процесса и управление им трудно согласуется с использованием ИКТ и эти трудности отнюдь не преодолеваются, а постоянно нарастают, ориентируя наше вни­мание, прежде всего на наличие информационной культуры и компетентности массового педагога.


Вот некоторые данные исследований уровня использова­ния ИКТ:


-       компетентность педагогов - 39%;


-       отсутствие мотивации - 32%;


-       недостаточное финансирование - 21%;


-       слабое техническое оснащение - 17%;


-       качество образовательных ресурсов - 8%;


-       другое - 6%.


К сожалению, в настоящее время информационное образование и информационная культура в педагогической среде ассоциируется преимущественно с технико-технологически­ми аспектами информатизации, овладением навыками работы с персональным компьютером.


На наш взгляд рациональным и эффективным способом решения проблемы является развитие системы информационного образования за счет внедрения в учебные заведения управленческих программных продуктов, обеспечивающих необходимое включение педагога в информатизированную среду конкретного образовательного процесса, обеспечивая тем самым и условия непрерывного образования и развития способностей личности учителя, а, следовательно, и ученика.


Однако первостепенную роль в вопросах построения информатизированных сред должны играть вопросы их качества, т.к. внедрение и использование компьютерных технологий в такую консервативную и инертную систему как образование может иметь неадекватные сегодняшним ожиданиям последс­твия: снижение креативности среды и торможение процессов развития.


3. О программном продукте «Информатизированная система управления средой «Школа»».


На основе вышеуказанных подходов понимания целей управления и образования, ориентации на педагогические тех­нологии мыследеятельностного и деятельностного типа, а так­же принципы новой управленческой философии коллективом разработчиков образовательного учреждения «Наша Школа» была спроектирована и создана в виде программного продукта информатизированная система управления средой «Школа». Данная ИС - один из реализационных проектов Комплекс­ной Программы образовательного эксперимента в рамках об­ластной экспериментальной площадки школы-лаборатории «Наша Школа» по теме «Разработка и инновация средств социокультурной среды индивидуализированного деятельностного и мыследеятельностного содержания образования».


Информатизированная система управления средой «Школа» проходит с 2002/2003 года (первой и вторая версии) экспериментальную отработку в реальном образовательном процессе школы, промежуточный экспертный анализ указывает на её потенциал как действующей системы управления педагогическим производством и воспроизводством. Кроме того, что данная Система выступает в роли современного средства автоматизации учебного процесса школы, она является мощ­ным средством управления деятельностью участников образо­вательного процесса. Пользователи - это участники реальной образовательной среды конкретного учреждения: от дирек­тора до родителя, которые работают как с привычными для традиционного обучения понятиями, так и понятиями нового содержания: рефлексивный анализ, содержательный учебный период, образовательный период-такт, формы учебной организации (заданная, проблемная, целевая), предметная диагностика средств и способов, базовая категория, базовое понятие и пр. Каждый пользователь позиционно закреплён за областью своей компетенции и в ИС как в своей реальной практике име­ет адекватное место со всеми отражающими реальный процесс связями. Работа с запроектированными в Системе форматами позволяет решать вопросы оперативной и объективной кор­ректировки планирования процесса, организацию процесса, результата. Такие форматы позволяют решать вопросы опе­ративного анализа образовательного процесса и самоанализа педагогической практики, проектирования и программирова­ния образовательной среды, организации качественно новой методической работы на уровне учреждения, района, города, региона.


Система может функционировать как в локальной сети учебного заведения, так и на удалённом Web-сервере (с досту­пом в Internet).


Системные требования: если система устанавливается в локальной сети (интранет), то рекомендуется выделенный компьютер, который будет выполнять роль сервера.


Требования к серверу: зависят от среднего количества пользователей, которые активно работают в системе одновре­менно, т.е. в один и тот же момент времени.


Программное обеспечение: Любая современная опера­ционная система (система тестировалась под MS Windows NT/2000/ XP, Linux, FreeBSD). При высоких требованиях к производительности - PostgreSQL 7.3 или Oracle 8i Server.


Для обеспечения доступа к системе через интернет пот­ребуется постоянное подключение (например, выделенная ли­ния) к интернет и/или сторонний хостинг.


На компьютерах пользователей не требуется установка никаких дополнительных программ, требуется только нали­чие браузера.


Требования к компьютеру пользователя (минимальные требования): Процессор класса PI, RAM 16 Мб., Сеть Ethernet, модем.


Программное обеспечение: операционная система — любая (MS Windows 95 SRI / 98 / ME / NT / 2000 / XP); браузер - MS Internet Explorer 4.01 или выше, Netscape Communicator (Mozilla) 6 или выше, Opera 6.05 или выше (распространяются бесплатно).


В заключении отметим, что в концептуальном плане в Систему заложены принципиально новые для традиционного образования социокультурные, рефлексивно-аналитические и проектно-коммуникативные связи субъектов образовательной среды личностно-ориентированного типа, в основе которых два механизма обеспечивающих развитие среды: в учебной деятельности - рефлексия, в организационно-коммуникатив­ной (педагогической) практике - дидактическая пара «задача учебная ситуация».


В плане компьютерного программирования Система построена на новых информационных технологиях. Вся информация хранится в SQL базе данных. Пользователь осуществляет доступ к информации с помощью любого веб-браузера через веб-сервер (Apache), который запускает сценарии (скрипты написаны на языке программирования Perl) сортировки, обработки и выдачи информации из самой базы данных. Таким образом, достигнута независимость используемой платформы, повышенная надежность доступа к данным, повышенная надежность хранения данных за счет выбора базы данных PostgreSQL, универсальность получения информации (доступ по локальной сети или из интернет), совместимость с разработками других компаний, использующих современные технологии доступа к данным («Кирилл и Мефодий», ООО «Физикон» и др.).


В.А.Николаев, НОУ школа -лаборатория «Наша Школа», г. Новосибирск


Журнал «Инфосфера» № 36- 2008г


 



Отзывы

Автор: ольга
самые положительные

Автор:


Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш e-mail: (можно не заполнять)
 
Сколько будет
6 + 22?

 
Отзыв:
 

     



Экстернат


Курсы английского языка


Автошколы новосибирска