компанииШколы
Школы
Off-line версия портала Указка
Образовательный портал
 
РУБРИКАТОР
ДОШКОЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ
ШКОЛЫ
Игры и конкурсы
Юмор
Сценки
Сценарии праздников
Для родителей
Новости
Статьи
Поздравления
Проверить сочинение
КОЛЛЕДЖИ,
ТЕХНИКУМЫ,
УЧИЛИЩА
ВУЗЫ
ЯЗЫКОВЫЕ ШКОЛЫ
ОБРАЗОВАНИЕ
И РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ
ТВОРЧЕСТВО И ДОСУГ
СПОРТ
КУРСЫ, ТРЕНИНГИ
РЕПЕТИТОРЫ
АВТОШКОЛЫ
ФОТОКОНКУРСЫ
ТЕСТИРОВАНИЕ
ОБСУЖДЕНИЯ
КАРТА САЙТА
БЛОГИ
СТАТЬИ
ССЫЛКИ
КОНТАКТЫ
 
Учитель какого предмета больше всех запомнился в школе?
Самый первый учитель
Музыки
Физкультуры
Труда
Английского языка
Русского языка
Литературы
Истории
Математики
Химии
Физики
Биологии
Информатики

 
 

 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Информационное образование как особый фактор повышения качества управления и условие роста педагогического профессионализма

Информационное образование как особый фактор  повышения качества управления и условие роста педагогического профессионализма
Автор: В.А.Николаев, НОУ школа -лаборатория «Наша Школа», г. Новосибирск
Добавлено администратором школы «Наша Школа»
Дата:   22 февраля 2008

Информационное образование как особый фактор


повышения качества управления и условие роста


педагогического профессионализма


 


1. О базовых единицах содержания управления.


Ориентируясь на мировую практику управления последних 25-30 лет, мы фиксируем факт оформления новых ценностных оснований и новой философии управления: управление как особая социальная культура взаимодействия.


Базовыми единицами, определяющими границы анализа содержания управления можно выделить следующие: а) принципы практики управления, б) тип управленца и в) парадигма кадрового менеджмента. Кратко рассмотрим каждую из них в проекции педагогических практик и образования.


A) Ключевыми принципами практики управления сегодня выделяются: децентрализация, деконцентрация, перераспределение полномочий, прозрачность целей, средств и результатов деятельности субъектов того или иного пространства образовательной среды. Естественно, эти принципы предполагают иные формы и методы управления, базирующиеся на партнерстве и интеграции ресурсов, прежде всего - человеческого. Следовательно, этот ориентир в управлении можно обозначить как сдвиг к информационным моделям управления, которые принципиально меняют содержание организационной культуры: место человеческого ресурса в системе отношений, тип планирования и форматы планов, роль власти на разных уровнях, способы принятия решений и тип управленца.


Б) Меняющиеся принципы управления меняют управленческую деятельность, сам тип управленца и каждого субъекта деятельности. Сегодня управленческая деятельность - это деятельность команды. Однако необходимо отметить, что эти изменения затрагивают личностные качества челове­ка, его ключевые способности: мышление, понимание, коммуникацию, рефлексию. Способность делегировать функции уп­равления в команде и способность ответственно принять эти функции определяют собственно весь контекст современного взаимодействия в процессе той или иной деятельности.


Культура управления характеризуется ориентацией на предмет управления. Содержание управления в современном мире уверенно смещается с материально и структурно-ориентированного - на процессуально-ориентированное управление. Администрирование и организация реально уступают управлению. Это требование времени и жизни. Процесс становится предметом управления, а смысл управления переводится в предмет «особой деятельности над деятельностью». Участники управления процессами должны «видеть» не только материал, не только структуру, но, прежде всего совокупность деятельностей их содержание: самоопределение, целеполагание, способы и средства, прогнозируемые результаты и пр. Основным предметом работы, управленца в таком случае является его собственное мышление. Следовательно, чтобы осуществлять управление, надо развивать средства прогнозирования, проектирования, средства исследования возможных траекто­рий. И тогда оказывается, что вся специфика управленческой деятельности заложена в «чистой» информации (полнота, своевременность, устойчивость информации) и наших знаниях. Объект управления будет таким, каким мы его знаем, каким мы его задаём в наших представлениях и проекциях.


B) В качестве ещё одной из единиц содержания управления рассмотрим парадигму кадрового менеджмента. Стратегия современного управления лежит в переходе с управления человеком на управление человеческим ресурсом (не трудовым!). Стратегия управления человеческим ресурсом не может разворачиваться вне информационных моделей управления ибо именно совокупность человеческого ресурса представляет собой мощное информационно-энергетическое поле.


2. О целях информационного образования и ИКТ.


Основной целью информационного образования является формирование информационно-функциональной компетентности, которая предполагает овладение системой методов и средств порождения, преобразования, хранения и переда­чи информации с помощью современных информационных технологий.


И здесь речь идет об информационных и коммуникаци­онных технологиях. В определенной мере можно говорить, что в начале XXI века, заканчивается этап а) знакомства с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), б) освоения их в условиях реальных образовательных процессов, в) создания в отдельных учебных заведениях современной ин­формационной инфраструктуры, г) выпуска принципиально новых мультимедийных учебных продуктов, а также д) раз­работка и выпуск новых управленческих систем на основе их автоматизации и информатизации. Вопросов много. Одно уже бесспорно ясно: традиционное понимание образовательного (производственного) процесса и управление им трудно согласуется с использованием ИКТ и эти трудности отнюдь не преодолеваются, а постоянно нарастают, ориентируя наше вни­мание, прежде всего на наличие информационной культуры и компетентности массового педагога.


Вот некоторые данные исследований уровня использова­ния ИКТ:


-       компетентность педагогов - 39%;


-       отсутствие мотивации - 32%;


-       недостаточное финансирование - 21%;


-       слабое техническое оснащение - 17%;


-       качество образовательных ресурсов - 8%;


-       другое - 6%.


К сожалению, в настоящее время информационное образование и информационная культура в педагогической среде ассоциируется преимущественно с технико-технологически­ми аспектами информатизации, овладением навыками работы с персональным компьютером.


На наш взгляд рациональным и эффективным способом решения проблемы является развитие системы информационного образования за счет внедрения в учебные заведения управленческих программных продуктов, обеспечивающих необходимое включение педагога в информатизированную среду конкретного образовательного процесса, обеспечивая тем самым и условия непрерывного образования и развития способностей личности учителя, а, следовательно, и ученика.


Однако первостепенную роль в вопросах построения информатизированных сред должны играть вопросы их качества, т.к. внедрение и использование компьютерных технологий в такую консервативную и инертную систему как образование может иметь неадекватные сегодняшним ожиданиям последс­твия: снижение креативности среды и торможение процессов развития.


3. О программном продукте «Информатизированная система управления средой «Школа»».


На основе вышеуказанных подходов понимания целей управления и образования, ориентации на педагогические тех­нологии мыследеятельностного и деятельностного типа, а так­же принципы новой управленческой философии коллективом разработчиков образовательного учреждения «Наша Школа» была спроектирована и создана в виде программного продукта информатизированная система управления средой «Школа». Данная ИС - один из реализационных проектов Комплекс­ной Программы образовательного эксперимента в рамках об­ластной экспериментальной площадки школы-лаборатории «Наша Школа» по теме «Разработка и инновация средств социокультурной среды индивидуализированного деятельностного и мыследеятельностного содержания образования».


Информатизированная система управления средой «Школа» проходит с 2002/2003 года (первой и вторая версии) экспериментальную отработку в реальном образовательном процессе школы, промежуточный экспертный анализ указывает на её потенциал как действующей системы управления педагогическим производством и воспроизводством. Кроме того, что данная Система выступает в роли современного средства автоматизации учебного процесса школы, она является мощ­ным средством управления деятельностью участников образо­вательного процесса. Пользователи - это участники реальной образовательной среды конкретного учреждения: от дирек­тора до родителя, которые работают как с привычными для традиционного обучения понятиями, так и понятиями нового содержания: рефлексивный анализ, содержательный учебный период, образовательный период-такт, формы учебной организации (заданная, проблемная, целевая), предметная диагностика средств и способов, базовая категория, базовое понятие и пр. Каждый пользователь позиционно закреплён за областью своей компетенции и в ИС как в своей реальной практике име­ет адекватное место со всеми отражающими реальный процесс связями. Работа с запроектированными в Системе форматами позволяет решать вопросы оперативной и объективной кор­ректировки планирования процесса, организацию процесса, результата. Такие форматы позволяют решать вопросы опе­ративного анализа образовательного процесса и самоанализа педагогической практики, проектирования и программирова­ния образовательной среды, организации качественно новой методической работы на уровне учреждения, района, города, региона.


Система может функционировать как в локальной сети учебного заведения, так и на удалённом Web-сервере (с досту­пом в Internet).


Системные требования: если система устанавливается в локальной сети (интранет), то рекомендуется выделенный компьютер, который будет выполнять роль сервера.


Требования к серверу: зависят от среднего количества пользователей, которые активно работают в системе одновре­менно, т.е. в один и тот же момент времени.


Программное обеспечение: Любая современная опера­ционная система (система тестировалась под MS Windows NT/2000/ XP, Linux, FreeBSD). При высоких требованиях к производительности - PostgreSQL 7.3 или Oracle 8i Server.


Для обеспечения доступа к системе через интернет пот­ребуется постоянное подключение (например, выделенная ли­ния) к интернет и/или сторонний хостинг.


На компьютерах пользователей не требуется установка никаких дополнительных программ, требуется только нали­чие браузера.


Требования к компьютеру пользователя (минимальные требования): Процессор класса PI, RAM 16 Мб., Сеть Ethernet, модем.


Программное обеспечение: операционная система — любая (MS Windows 95 SRI / 98 / ME / NT / 2000 / XP); браузер - MS Internet Explorer 4.01 или выше, Netscape Communicator (Mozilla) 6 или выше, Opera 6.05 или выше (распространяются бесплатно).


В заключении отметим, что в концептуальном плане в Систему заложены принципиально новые для традиционного образования социокультурные, рефлексивно-аналитические и проектно-коммуникативные связи субъектов образовательной среды личностно-ориентированного типа, в основе которых два механизма обеспечивающих развитие среды: в учебной деятельности - рефлексия, в организационно-коммуникатив­ной (педагогической) практике - дидактическая пара «задача учебная ситуация».


В плане компьютерного программирования Система построена на новых информационных технологиях. Вся информация хранится в SQL базе данных. Пользователь осуществляет доступ к информации с помощью любого веб-браузера через веб-сервер (Apache), который запускает сценарии (скрипты написаны на языке программирования Perl) сортировки, обработки и выдачи информации из самой базы данных. Таким образом, достигнута независимость используемой платформы, повышенная надежность доступа к данным, повышенная надежность хранения данных за счет выбора базы данных PostgreSQL, универсальность получения информации (доступ по локальной сети или из интернет), совместимость с разработками других компаний, использующих современные технологии доступа к данным («Кирилл и Мефодий», ООО «Физикон» и др.).


В.А.Николаев, НОУ школа -лаборатория «Наша Школа», г. Новосибирск


Журнал «Инфосфера» № 36- 2008г


 



Отзывы

Автор: ольга
самые положительные

Автор:


Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш e-mail: (можно не заполнять)
 
Сколько будет
9 + 11?

 
Отзыв:
 

     



Экстернат


Курсы английского языка


Автошколы новосибирска