компанииТворчество и досуг
Творчество и досуг
Off-line версия портала Указка
Образовательный портал
 
РУБРИКАТОР
ДОШКОЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ
ШКОЛЫ
КОЛЛЕДЖИ,
ТЕХНИКУМЫ,
УЧИЛИЩА
ВУЗЫ
ЯЗЫКОВЫЕ ШКОЛЫ
ОБРАЗОВАНИЕ
И РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ
ТВОРЧЕСТВО И ДОСУГ
Игры и конкурсы
Юмор
Сценки
Сценарии праздников
Статьи
Предложения
Дети едут в лагерь
Добавить компанию
СПОРТ
КУРСЫ, ТРЕНИНГИ
РЕПЕТИТОРЫ
АВТОШКОЛЫ
ФОТОКОНКУРСЫ
ТЕСТИРОВАНИЕ
ОБСУЖДЕНИЯ
КАРТА САЙТА
БЛОГИ
СТАТЬИ
ССЫЛКИ
КОНТАКТЫ
 
Зачем нужен диплом?
не нужен, ненавижу учиться
не нужен, просто нравиться учиться
для устройства на работу
для спокойствия родителей
для личного самоудовлетворения
для того чтобы быть умным
другое

 
 

 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Приглашаем к разговору: современное общество и кризис в образовании.

Автор: Софья Шулепова
Добавлено администратором портала
Дата:   05 марта 2007
 
Приглашаем к разговору
                                               
Все активные горожане города Новосибирска хотят жить среди культурных, образованных и интеллигентных людей. А это, прежде всего, зависит от того, каким будет как российское, так и новосибирское образование. К нашему разговору мы пригласили экспертов в образовании города Новосибирска, чтобы выяснить, как и чем живет российское и новосибирское образование сегодня.
Как вы считаете, можно ли говорить о наличии кризиса в образовании?
- Филимонов Георгий Феликсович (заслуженный учитель РФ, директор лицея №9 г. Новосибирска, вице-президент Новосибирской областной Ассоциации лицеев и гимназий): Это однобокое суждение, может быть, где-то оно и кризисное. Естественно, в системе образования проблемы есть и их необходимо решать на уровне образовательных учреждений.
-Черник Борис Петрович (директор ярмарки «УЧСИБ»): Никакого застоя нет: образование развивается. Не все традиционные формы образования так уж непродуктивны. После того, как появилась возможность самостоятельного творчества и особенно в 90-е годы, было много нового внесено в образование. Кризис образования – это другое. Проявляется он в том, что растет разница между тем, что требуется сегодня и результатами образования, которые неадекватны требованиям времени.
-Чепель Татьяна Леонидовна (профессор НГПУ, кандидат педагогических наук, руководитель областного центра диагностики и консультирования «ОЦДК»): Да, есть определенные сложности в современной системе образования, в ее некотором отставании от потребностей времени, в ее некотором несоответствии ожиданий учащихся, их родителей, рынка труда, работодателей, но в то же время идет очень много поисков.
- Асиньяров Геннадий Захарович (научный руководитель инновационной авторской школы «НооГен»):На мой взгляд, существует мировой кризис, который, по-видимому, связан с тем, что производственные системы в мире вышли на другой уровень развития и им уже не соответствует сама форма образования не только в школах, но и в вузах. Необходимо, чтобы образование выходило на передовые рубежи, на инновационные технологии и соответствовало мировым тенденциям.
- Чистяков Вадим Михайлович (методолог, советник мэра города Новосибирска В.Ф.Городецкого): Такая ситуация складывалась долгое время. Наверное, требуются более мощные связи между ситуацией, которая складывается в мире, с системой образования, с системой, по которой обучается молодое поколение.
Как Вы считаете, кто должен определять содержание образовательной политики: представители образовательного сообщества или представители гражданского общества, формируя определенный социальный заказ на образовательные услуги?
- Г.Ф. Филимонов: На стадии принятия каких-то важных управленческих решений, связанных с содержанием и организационными формами образования отсутствует широкое обсуждение с педагогической и родительской общественностью – все институты общества должны принимать самое активное участие в этом.
- Б.П. Черник: Мне кажется, что ничего нельзя сделать, чтобы все заказчики были удовлетворены, так как у каждого своя позиция, у каждого свое понимание эффективности системы образования. Не знаю, как нам найти компромисс, между социальными группами, найти хотя бы некоторый разумный баланс между ними. И это было бы уже хорошо, хотя бы, потому что у каждой такой группы свои позиции.
- Т.Л. Чепель: Есть педагогическое сообщество – это люди, которые знают, что объективно нужно ребенку в каждом возрасте, каковы его объективные потребности, возможности, ресурсы. И обидно, когда представители власти считают, что они без педагогического сообщества могут определить систему образования. Я думаю, что должны быть формы переговорных площадок, взвешенный ответственный диалог. Содержание образования – это важнейшая ответственность всех без исключения: и власти, и гражданского общества, и бизнеса, и педагогической общественности, и самих учащихся, и их родителей.
- Г.З. Асиньяров: Мне кажется, что гражданское самосознание дает массу эффектов, потому что это – и есть позиция. Без позиции, без уверенности, что нужно делать определенным образом, сложно что-либо изменить. На мой взгляд, запрос на образование дает гражданское общество. И дело даже не в компромиссе между социальными группами, а в том, где и в каком месте должен произойти первый сдвиг, который автоматически приведет к изменению всей системы.
- В.М. Чистяков: Я считаю, что в формировании образовательной политики должно быть достигнуто разумное взаимодействие между представителями образовательного сообщества и представителями гражданского общества. И в такой структуре нельзя четко обозначать место того и другого, но приоритет должен быть на гражданское общество.
Является ли ЕГЭ единственным и одинаково адекватным подходом-решением применительно к сельским школам и таким профильным школам как, скажем, Физико-математическая школа Академгородка?
- Г.Ф. Филимонов: ЕГЭ ориентирован на определенный стандарт ученика. Понятно, что выпускники СУНЦа будут в более привилегированном положении, чем выпускники из сельских школ. В профильных школах, в связи со спецификой структуры, заведомо дается больше знаний по конкретным предметам. Но, поскольку ЕГЭ находится еще в стадии эксперимента, есть время для того, чтобы подумать, как его совершенствовать.
- Б.П. Черник: Везде есть звездочки. И некоторые ребята поступают в физ-мат школу из сельских школ. В целом, для одних сложнее написать ЕГЭ, для других проще, но это говорит о качестве работы. Конечно, преподавание в сельских школах слабее.
- Т.Л. Чепель: Национальная система оценки качества и в частности ЕГЭ как раз и говорят о том, что, несмотря на разные обстоятельства жизни, государство гарантирует выпускникам определенный уровень, как в сельской школе, так и в бывшей физ-мат школе.
- Г.З. Асиньяров: Конечно, ЕГЭ говорит о том, что ребенок из сельской школы должен иметь возможность в рамках одного стандарта поступать в вуз. Экзамен должен быть стандартным и одинаковым для всех. Чем меньше способов его обойти, тем лучше. Это способ заставить работать все школы на определенные программы и стандарты.
- В.М. Чистяков: Для меня ЕГЭ – это не аттестация. Даже если там будут какие-то сложные тесты, то все равно они не дают объективной оценки. Человек может случайно ответить, а может оказаться, что он не ответит на тест, а на самом деле – это талантливый человек.
Много говорят о том, что сегодняшние школьники не такие эрудированные, грамотные и образованные, чем вчерашние. Как Вы считаете, так ли это на самом деле? И с чем это может быть связано?
- Г.Ф. Филимонов: Разброс, действительно, идет очень большой, но говорить о том, что сейчас дети знают меньше, чем знали 10-20 лет назад, это будет неправильным. Я бы не сказал, что выпускник XXI века обладает меньшим багажом знаний. Но по определению сегодняшний выпускник должен знать больше.
- Б.П. Черник: Не считаю, что так. Конечно, немножко меньше в целом стали читать, но зато черпают информацию из других мест, хотя книгу все же ничем не заменить. Так что сочетать и то и другое было бы просто великолепным.
- Т.Л. Чепель: Напротив, многие сегодняшние ученики и выпускники опережают своих ровесников двадцати-тридцатилетней давности по уровню осведомленности, по мотивации, по глубине знаний в некоторых отдельных областях. Я преподаю в Новосибирском педагогическом университете и все же удивляюсь тому, что ежегодно к нам приходят абитуриенты все более и более слабые. Почему это так, для меня пока загадка.
- Г.З. Асиньяров: Я понаслышке, знаю, что такое действительно происходит. Возможно, что те вузовские требования, которые выдвигаются по отношению к абитуриентам, устарели. Дети значительно меньше стали читать, это факт, дети гораздо меньше вообще и пишут. Соответственно можно говорить о качестве грамотности. Время меняется, и можно сожалеть относительно того, что эрудированность детей значительно ниже, несмотря на то, что объемы информации ежегодно увеличиваются и значительно.
- В.М. Чистяков: Ничего подобного, наоборот. Если говорить об эрудиции, об объеме знаний, то у нынешних школьников их гораздо больше, потому что они получают знания помимо школы, из других источников: они сидят в Интернете, они смотрят телевизор, общаются друг с другом. Они более наукоемкие даже, чем старые школьники.
Как Вы считаете, какую роль играет образование в жизни людей? Может ли образование управлять жизнью людей и жизнью нации?
- Г.Ф. Филимонов: Теоретически образование должно управлять жизнью людей и жизнью нации. Нужно понимать, что если страна не будет образованной, то мы не сможем претендовать на высокие позиции нигде: ни в экономике, ни в науке. Должно измениться отношение к системе образования.
- Б.П. Черник: Образование – это феномен. Образование – это некий уровень обученности, воспитанности и т.д. Важно и то, в какой детский сад, в какую школу попадает ребенок, окружение, но и сам ребенок, его потенциал и желания.
- Т.Л. Чепель: Образование – это одно из ценностных оснований, это производство будущего. Абсолютно убеждена, что образование определяет судьбу человека. Образование формирует мышление, позицию, мировоззрение, систему понятий.
- Г.З. Асиньяров: Образование определяет национальные и межнациональные возможности. Образование играет первейшую роль. В целом нация выигрывает за счет образования и образованных людей. И мне кажется, должна быть принципиальная переориентация на образование. С самого начала нужно ориентироваться на то, чтобы образование было впереди всего.
- В.М. Чистяков: Образование играет определяющую и направляющую роль. И наша страна как раз всегда отличалась тем, что у нас много образованных людей.
Специалистам образования было задано великое множество и других не менее важных вопросов, осветить которые не представляется возможным хотя бы в силу того, что сама тема «образования» является неохватной и открытой. И мы не собираемся ее закрывать, участвуйте в этой дискуссии, заявляйте свои позиции, задавайте свои вопросы.
 
 
Пресс-служба авторской Школы «НООГЕН»,
Софья Шулепова
 


Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш e-mail: (можно не заполнять)
 
Сколько будет
60 - 24?

 
Отзыв:
 

     



Экстернат


Фотоконкурс учителей


100x100