компанииЧто ждет ребенка в частной школе?
Блоги
Off-line версия портала Указка
Образовательный портал
 
РУБРИКАТОР
ДОШКОЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ
ШКОЛЫ
КОЛЛЕДЖИ,
ТЕХНИКУМЫ,
УЧИЛИЩА
ВУЗЫ
ЯЗЫКОВЫЕ ШКОЛЫ
ОБРАЗОВАНИЕ
И РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ
ТВОРЧЕСТВО И ДОСУГ
СПОРТ
КУРСЫ, ТРЕНИНГИ
РЕПЕТИТОРЫ
АВТОШКОЛЫ
ФОТОКОНКУРСЫ
ТЕСТИРОВАНИЕ
ФОРУМ
КАРТА САЙТА
БЛОГИ
СТАТЬИ
ССЫЛКИ
КОНТАКТЫ
 
Чтобы поступить в ВУЗ:
достаточно хороших знаний
достаточно заплатить
нужно и знать, и платить
нужно заниматься с репетитором из ВУЗа
достаточно быть красивой девушкой
достаточно не хотеть в армию

 
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Вернуться назад

28 мая 2007

Что ждет ребенка в частной школе?

Что ждет ребенка в частной школе?

Текст: Юлия Красноглядова.

Огромное количество частных школ в Москве ставит перед выбором тех, кто собирается отдавать туда детей. С чего начинать поиск школы? И стоит ли вообще отдавать предпочтение частному образованию?

Для начала необходимо понять, какое вам (вашему ребенку) нужно образование. Естественно, в частных школах, в отличие от государственных, гораздо проще выбрать нужное направление: частные школы делятся на религиозные и светские, а последние, в свою очередь, делятся на школы с языковым, техническим и естественным уклоном. Впрочем, и государственные школы, и гимназии сейчас предлагают немало "уклонов" и "специализаций".

После того как вы разобрались в "сложном внутреннем мире" (ох, уж эти психологи!) вашего ребенка и определили направление его дальнейшего образования, изучили весь ассортимент школ и выбрали несколько подходящих, необходимо уяснить некоторые принципиальные вещи. В первую очередь, надо узнать, имеет ли выбранная вами школа лицензию и аккредитацию на ведение образовательной деятельности. Тут скрывается первый «подводный камень».

Что это такое, лицензия и аккредитация, и какая между ними разница?

Выясняется, что очень большая. Лицензия – это просто разрешение на совершение учебной деятельности. Без лицензии школа просто не имеет права работать. Но если ваш ребенок учится в 9 или 11 классе, а школа имеет только лицензию (и не имеет аккредитации), то приготовьтесь к тому, что ребенку придется сдавать экзамены по всем предметам, которые включаются в аттестат – то есть 13--15 экзаменов.

Происходит это так: частная школа прикрепляется к какой-нибудь государственной, ваш ребенок сдает там экзамены и получает аттестат этой самой государственной школы. Если же у частной школы есть еще и аккредитация, это значит, что школа может выдавать свой собственный аттестат государственного образца. Тогда вместо 13--15 экзаменов сдавать нужно только обязательные – математику и изложение в 9-м классе, и сочинение и математику в 11-м, плюс два экзамена по собственному выбору или по правилам школы. И сдавать в привычном классе "своим" учителям.

Правда, на самом деле в случае отсутствия у школы аккредитации все не так страшно, как может показаться: частные школы крепко дружат с теми госшколами, где принимаются экзамены. Так что проблем обычно не возникает.

Хотя, стоит ли овчинка выделки? Чего, собственно, ждут родители от частной школы?

В первую очередь, как показывает практика, хорошего отношения к ребенку. В частные школы часто приходят дети, у которых по тем или иным причинам не сложились отношения с коллективом школы государственной. А частная обещает тот самый "индивидуальный подход", который, как принято считать, физически не может осуществить перегруженный учитель в обычной школе. Потому что главное преимущество частной школы – малая наполняемость классов: в одном классе здесь, как правило, учатся не более 10--12 человек. Встречаются классы и из 3--4 человек. В таком классе крайне редко возникают вопросы дисциплины, и учебный процесс реализуется полностью – поработать можно успеть с каждым. Да и учителя в частной школе обычно имеют куда меньшую учебную нагрузку, что тоже выгодно отличает их от наваливших на себя по 30 часов в неделю учителей из школ обычных.

Есть и другой аргумент, вероятно, даже более весомый: зарплата учителей в частной школе в конечном счете зависит от наполняемости школы, то есть от количества учеников. Это понимают все участники учебного процесса. Поэтому учителя особенно заинтересованы в сохранении в школе каждого ребенка и внимательно отнесутся к тем проблемам, которые возникают у него в процессе обучения. Иными словами – и объяснят еще раз, и проверят, и подскажут. С другой стороны, это может подталкивать учителей к завышению оценок и вообще всяческому попустительству – в госшколе у вашего мальчика были сплошные тройки, а в частной – пошли пятерки. Вот они, плоды индивидуального подхода. Ну, не радость ли родителям?

Теперь о том, кто и чему будет учить ваших детей в частной школе.

Программы, по которым обязана работать любая частная школа, – базовые, то есть принятые департаментом образования РФ. Увеличение объема, отход от программы, авторские проекты – все это может существовать только в виде дополнения к основному курсу. При этом частные школы – те, что выжили в условиях рынка – чутко улавливают запросы времени.

Основную программу дополняют прежде всего "углубленные" языки – как правило их два – так сбывается главная мечта "безъязыких" родителей. Само собой разумеющимся считается сносно оборудованный компьютерный класс. Математика при этом часто бывает слаба – но для большинства родителей компьютерный класс кажется важнее. Да и презентовать его легче.

Мальчиков, само собой, обучают (но только по желанию) восточным единоборствам, девочек – хореографии. И тем и другим (родителям тех и других) предлагают факультативы с завлекательными названиями – "уроки актерского мастерства", "деловой этикет", "основы менеджмента" и т.п. В "комплект", разумеется, входит штатный психолог.

Родители хотят знать, что их детей учат и воспитывают лучше, чем в советской школе. И этому нужны реальные подтверждения.

За это, собственно, они и платят деньги, о которых – чуть ниже. Пока отметим, что, идя навстречу пожеланиям родителей, частная школа неизбежно сталкивается с как минимум одним серьезным противоречием: с одной стороны, детей надо учить по программе и еще и сверх программы, с другой – их нельзя перегружать, переутомлять, отбивать у них охоту к учебе и вообще надо создавать для них в школе максимально приятную атмосферу. Совместить эти вещи на практике оказывается невероятно трудно. Тут требуются не просто квалифицированные кадры, а настоящие педагогические гении. Иногда, кстати говоря, таковые и впрямь находятся.

В основном, однако, в частных школах преподают такие же педагоги, что и в школах общеобразовательных. Часто эти две работы совмещаются (о чем в частной школе рассказывать не любят. Еще бы: тот же учитель, оказывается, учит других детей бесплатно, а с вас деньги берут). Но, как уже говорилось, детей мало, обстановка спокойная и доброжелательная, учителей-крикунов и "страшил" нет, их тут не потерпит администрация. Поэтому и результаты обучения часто выходят иные, зачастую и впрямь лучшие. Конечно, не везде. Но в школах, которые существуют не первый год и прошли все ступени государственной аккредитации, это бывает действительно так.

Есть и целый ряд дополнительных преимуществ частных школ, возникших как прямой ответ на запросы родителей, а потому для многих действительно существенных.

Обычно при частной школе, кроме полагающихся по штату врача и медсестры, работают психологи и логопеды. Для кого-то это буквальное спасение. Нередко частные школы начинают занятия немного позже, чем обычные, для того чтобы дети, которые едут на общественном транспорте, не попали в «час пик». Очень многие школы, удаленные от метро, организуют доставку детей от определенных станций метро до школы и обратно после окончания занятий. Иногда школьный микроавтобус разъезжает по дворам, собирая учеников прямо от подъездов, и также развозит их после уроков.

А теперь о главном – об оплате. Здесь все зависит от пакета предлагаемых услуг. Как правило, иногда в одной школе на выбор предлагаются:

Обучение.

Обучение и завтрак.

Обучение, завтрак и обед.

Обучение, завтрак, обед, прогулка с воспитателем, выполнение домашних заданий, полдник.

Как видно, вариантов довольно много, поэтому и разброс цен довольно большой. Сейчас в Москве он колеблется от 400 до 1500 долларов ежемесячно, включая летние месяцы и каникулы – за них тоже надо платить, т.к. школа оплачивает своим сотрудникам отпуска, да еще и проводит в каникулы традиционный ремонт. Оплата экскурсий и развлечений обычно производится отдельно.

Для многих родителей важное преимущество частных школ – повышенная безопасность.

Тут отдельная история. Частные школы здесь можно условно разделить на два типа. Первые – это те, у которых есть свое здание. В Москве и Петербурге это, как правило, бывшие детские сады или другие здания нежилого типа. Некоторые из частных школ вообще располагаются за городом (они обычно дороже) и похожи на пансионат (рекламные щиты некоторых из них можно видеть, например на Рублево--Успенском шоссе). Такие школы охраняют частные охранные предприятия (ЧОПы), которые заключают договор с владельцем школы и с родителями. При "поступлении" вам важно убедиться в наличии такого договора и в наличии лицензии у самого ЧОПа, чтобы потом не оказалось, что "охранное предприятие" состоит из трех сыновей завуча Марии Ивановны, наряженных в камуфляжную форму.

Второй тип школ – это школы-арендаторы. Они обычно "сидят" в тех же зданиях, что и государственные школы, проводя занятия во вторую смену. Такие школы охраняются теми же школьными охранниками, которые сидят у входа.

Судить о том, какой тип школы в итоге "лучше" – сложно. Все зависит от педагогического коллектива, удобства расположения, цены и прочих факторов. Что касается именно безопасности, то тут ответ очевиден.

По собственному опыту я знаю, что есть немало родителей, которые, отдавая детей в частные школы, стремятся просто переложить на школу (проще говоря, купить) то, с чем не справляются сами. Им важен не уровень образования, а то, что у них на этом фронте больше "нет проблем". Дети это прекрасно чувствуют и, как правило, рвения к наукам не проявляют. Чувствуют это и учителя – и, бывает, цинично подыгрывают родителям, создавая видимость успехов. Такая ситуация, напоминающая молчаливый заговор, когда всех его участников устраивает приукрашивание действительности, – самое худшее, что может породить ситуация платного образования. Добавлю: ситуация в нашей стране, где еще только вырабатывается культура правильного отношения к деньгам, потраченным на образование.

Отношение к частным школам в нашем обществе до сих пор неоднозначное. Лично я уверена, что частная школа – положительная составляющая российского образования прежде всего потому, что она порождает конкуренцию. Пусть медленно, но происходит отбор квалифицированных кадров, появляется альтернатива процветающим при бесплатном образовании взяткам, и, что самое главное, у некоторых детей появляются куда лучшие условия для того, чтобы реализовать себя. В конце концов дорогие частные школы, школы с частичной оплатой и полностью бесплатные государственные школы займут свои законные места в системе российского образования, плюсы и минусы каждой формы обучения определятся со всей отчетливостью. И то, что сейчас представляется весьма субъективным – соотношение "цена-качество", – станет более понятным, измеримым и чуть более объективным. Хотя, как всегда и везде, для одних учеников частная школа будет вредна, а для других – весьма полезна...
переживающим родителям.

Вспоминая классика – конкуренция является двигателем прогресса. Российское образование, потерявшее за последнее 10 лет свое качество, имеет реальный шанс выбраться из ямы. Да, да, именно благодаря частным школам. Ведь в них идут учителя высококвалифицированные, а, следовательно, при должной дисциплине и желании образование получается на высшем уровне. И согласитесь, вся разница в сегодняшнем бесплатном образовании укладывается в известный анекдот: «При бесплатном образовании надо искать, кому платить, а при платном – это и так известно». В конечном итоге естественно решать вам, но думается, что в скором времени частичная оплата обучения придет и в государственные школы, и вот тогда, соотношение «цена--качество» станет более понятным.

В заключение скажу несколько слов о детях, которые учатся в частных школах. Они отличаются друг от друга куда сильнее, чем может показаться со стороны. И с каждым годом это все заметнее. Дело в том, что в категорию "обеспеченных родителей" сейчас попадает все больше разных по образовательному и социальному статусу людей. Времена нелепых и ужасных "новых русских", как известно, давно прошли, и этот процесс очень сказался на контингенте частных школ. И на образовательном процессе.

получить не основательные знания, а всего лишь свидетельства об окончании школы. Поэтому дети при таком взгляде на учение вовсе не стремятся узнать и выучить, как бы учитель ни старался вложить науку в голову ребенку. И тут уж ничего не сделаешь. И такой ребенок получает свой документ. Контингент обучающихся – это дети из богатых семей. Их уровень культуры и образования, если они в частной школе не с первого класса, часто бывает на очень низком уровне. Соответственно и их отношение к преподавателям зачастую напоминает отношения продавца--покупателя с девизом «клиент всегда прав».

И все же после приведенных аргументов напрашивается вывод, что частная школа – это положительная составляющая российского образования. И вот почему. Хотите вы или нет, но это порождает конкуренцию образования. Вспоминая классика – конкуренция является двигателем прогресса. Российское образование, потерявшее за последнее 10 лет свое качество, имеет реальный шанс выбраться из ямы. Да, да, именно благодаря частным школам. Ведь в них идут учителя высококвалифицированные, а, следовательно, при должной дисциплине и желании, образование получается на высшем уровне. И согласитесь, вся разница в сегодняшнем бесплатном образовании укладывается в известный анекдот: «При бесплатном образовании надо искать кому платить, а при платном – это и так известно». В конечном итоге естественно решать вам, но думается, что в скором времени частичная оплата обучения придет и в государственные школы, и вот тогда, соотношение «цена--качество» станет более понятным.

27 ЯНВАРЯ 2004   20:57

По материалам ресурса: http://www.gazeta.ru/education/2003/07/29_a_85715.shtml

Автор:

Добавить отзыв

Ваше имя:


Сколько будет 11 + 11?


Ваше мнение:


Вернуться назад

     

123